Електронна звітність - просто та безкоштовно

Как бороться с навязыванием платных услуг операторов электронной отчетности?
Дата: 09.10.2009
Тема: Новости


Сдам отчетность. Посредников прошу не беспокоить!

Как бороться с навязыванием платных услуг операторов электронной отчетности?
Сдам отчетность. Посредников прошу не беспокоить!
Налоговая не вправе требовать подачи электронной отчетности через посредника

Месяц назад в материалеЛІГА:ЗАКОН "Не умеешь - научим, не хочешь - заставим" мы рассказали о проблемах, возникающих при подаче отчетности в Государственный центр занятости: не заплатишь частной структуре за пользование их сайтом - отчетности не сдашь. Но ведь можно же работать и по-другому, взывали мы к справедливости, как, например, работает налоговая служба: есть бесплатная программа для формирования отчетности, есть электронный адрес, куда можно самостоятельно направить почту с отчетностью бесплатно без всяких там частных посредников. Каемся, сглазили (или научили?), теперь и с налоговой бесплатно не получается.



ФАБУЛА

Проблема возникла неожиданно. Плательщикам начали приходить письма, в которых орган налоговой службы сообщал, что "с целью упрощения процессов подготовки и передачи электронной отчетности" ГНА Украины с 1 сентября 2009 года переходит к приему налоговой отчетности в электронном виде через посредника - Оператора электронной отчетности ООО "Эффективные информационные системы" (электронный адрес zvit@e-zvit.com.ua).

Преимущество нового способа приема отчетности, как следует из текста писем, состоит в том, что он работает в режиме "единого окна" (то есть через этого же посредника можно подать электронную отчетность и в другие органы, в частности в Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности, Госкомстат, Государственный центр занятости, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социальной защиты инвалидов и Единый государственный реестр юридических лиц).

Правда, главная "приятная" новость не подтвердилась. Вопреки информации, которая приводилась в письмах налоговых органов, услуга оператора электронной отчетности, так ненавязчиво прорекламированная, оказалась вовсе не бесплатной. На сайте оператора указано, что подключение к его системе для юридического лица стоит 960 гривен, для юрлица на упрощенной системе - 690 гривен, а для физических лиц предпринимателей, а также нотариусов и адвокатов - 360 гривен.

Зачем нужен посредник?

Сама по себе функция посредника в таком деле, как подача электронной отчетности, не праздная и не противоправная. Отправление и передача электронных документов с помощью посредника предусмотрена ст. 10 Закона Украины "Об электронных документах и электронном документообороте". ГНАУ информирует, что плательщик налогов может воспользоваться такими выгодами сотрудничества с посредником (оператором электронной отчетности), как уже упомянутое "единое окно" (всю отчетность сдаем одному посреднику, который рассылает ее по госорганам), круглосуточное обслуживание, гарантированная и быстрая доставка отчетов и своевременное получение квитанции, гарантия от несанкционированного доступа к отчетности, ведение архива электронных копий квитанций и бесплатный комплект ключей электронной цифровой подписи.

По сути, посредник выполняет функцию электронного почтамта, берущего на себя обязанность доставить электронную почту и способного подтвердить сам факт ее подачи. Правда, и тут есть подводные камни. В соответствии со ст. 11 Закона электронный документ считается полученным адресатом с момента получения автором уведомления в электронной форме о получении этого электронного документа, если иное не предусмотрено договоренностью между субъектами электронного документооборота. Таким образом, прежде чем воспользоваться услугой некоего посредника, стоит убедиться, что договорами, заключенными между посредником и госорганом, этот момент урегулирован.

Следует отметить, что ГНАУ сразу обратила внимание плательщиков наполную добровольность подачи налоговой отчетности как в электронном виде, так и через посредников, и заверила, что почтовый сервер ГНАУ (адрес - zvit@sta.gov.ua) будет и дальше ее принимать. Но на практике, заверяют участники форума ЛІГАБізнесІнформ, не все проходит так гладко, как было обещано: то квитанции стали не доходить, то бесплатный сервер начал давать перебои в работе…

"Много неясного в странной стране…"

Интерес к данной истории подогревает и то обстоятельство, что Оператор электронной отчетности, с которым предлагает сотрудничать налоговая, оказался странным образом связанным с держателем сайта iforma - компанией ООО "Электронный мир Украины", услуги которой субъектам хозяйствования настойчиво рекомендовал Государственный центр занятости. По информации, расположенной на этом сайте, с 3 сентября у него новый адрес - www.ZVITOPERATOR.com.ua, а также …новые телефоны, номера которых совпадают с номерами ООО "Эффективные информационные системы", и то же самое контактное лицо.

Как с этим бороться?

С юридической точки зрения ситуация с налоговой инспекцией выглядит несколько иначе, чем с Государственной службой занятости. Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" содержит норму, которая дает плательщику налогов право подавать фискальному органу отчетность в электронном виде (абз. 3 пп. "з" пп. 4.4.2 п. 4.4 ст. 4 Закона). Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа обеспечить непосредственную приемку электронной отчетности. "Навязывать" посредника или любые другие услуги или условия налоговый орган не может, поскольку законодатель выразил свою волю в данном вопросе достаточно просто и однозначно. Но как бороться с завуалированным "принуждением", на которое жалуются участники различных форумов?

 

Ярослав Олейник: "Органы ГНС не имеют права навязывать налогоплательщику способ подачи отчетности"

Юрист юридической фирмы Magisters Ярослав Олейникнапоминает о возможности защитить свои права в судебном порядке: "Органы ГНС не имеют права навязывать налогоплательщику способ подачи отчетности - через посредника. Подача отчетности - это обязанность каждого налогоплательщика, которая предусмотрена законом. При этом закон не предусматривает для ГНС права отказывать в принятии отчетности поданной без привлечения того или иного посредника. С другой стороны, учитывая возможные или систематические ошибки налогоплательщиков при подаче отчетности, органы ГНС могут рекомендовать налогоплательщикам пользоваться услугами профессионалов, каковыми, на их взгляд, являются те или иные субъекты.

Если налогоплательщик самостоятельно правильно оформит и подаст отчетность, то у органов ГНС нет оснований отказывать в приеме такой отчетности. При возникновении споров с органами ГНС налогоплательщик может защищать свои права, в том числе в судебном порядке. При этом в соответствующем споре необходимо будет установить правильность или неправильность оформления и подачи отчетности."

 

Юрий Дзера: "Считаем целесообразным воспользоваться иными, предусмотренными действующим законодательством Украины способами подачи налоговой отчетности"

Заведующий сектором юридической фирмы "Салком" Юрий Дзераобращает внимание читателейЛІГА:ЗАКОН на то обстоятельство, что доказать в суде факт того, что отчетность не была принята органом ГНС Украины по иным причинам, нежели техническим, сложно, и предлагает другие варианты выхода из сложившейся ситуации:

"В соответствии с Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" по добровольному решению плательщика налогов налоговая отчетность может быть подана в электронной форме.

Порядок подачи налоговой отчетности и её приемки органами ГНС Украины установлены приказом ГНА Украины от 31.12.2008 № 827 "Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины"Пунктом 4 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговая отчетность может подаваться в органы ГНС: на бумажных носителях; на бумажных носителях - почтовым отправлением; на электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях; средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи, в том числе через оператора.

Таким образом, рекомендации ГНА Украины по использованию плательщиками налогов услуг оператора для подачи налоговой отчетности в электронном виде не противоречат действующему законодательству Украины.

Однако следует подчеркнуть, что использование услуг операторов, в том числе и ООО "Эффективные информационные системы", для подачи налоговой отчетности в электронном виде является правом, а не обязанностью плательщика налогов. В частности, о возможности плательщиков налогов самостоятельно подавать налоговую отчетность в электронном виде через почтовый сервер ГНА Украины (zvit@sta.gov.ua) указывает и сама ГНА Украины вписьме от 28.07.2009 г. При этом независимо от того, в какой форме подается налоговая отчетность, в документарной или электронной, ее принятие является обязанностью налогового органа.

Говоря о возможности защиты плательщиком налогов своих прав в случае непринятия органом ГНС Украины отчетности в электронном виде, необходимо исходить из причин, по которым налоговый орган не принимает такую отчетность. Так, если отчетность в электронном виде не принимается органом ГНС Украины с мотивировкой необходимости подачи такой отчетности исключительно через оператора (посредника), то в этом случае действия налогового органа являются нарушением действующего законодательства Украины, и плательщик налогов может защитить свои права способом, предусмотренным пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", а именно путем обжалования действий должностного лица органа ГНС Украины.

Вместе с тем в случае если орган ГНС Украины не принимает отчетность в электронном виде, мотивируя это техническими причинами (сбои программного обеспечения, неполучение отчетности по причине ошибки или сбоя у провайдера и т. п.), то, с нашей точки зрения, плательщику достаточно сложно будет доказать факт того, что указанная отчетность не была принята органом ГНС Украины по иным причинам, нежели технические.

В связи с этим в случае возникновения у плательщика налогов недоразумений с органами ГНС Украины, связанных как с подачей, так и с принятием налоговой отчетности в электронном виде, считаем целесообразным воспользоваться другими, предусмотренными действующим законодательством Украины способами подачи налоговой отчетности, а именно: на бумажных носителях; на бумажных носителях - почтовым отправлением; на электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно только выразить надежду, что в будущем государственные органы хотя бы во избежание кривотолков о неких коррупционных схемах будут заключать максимально большое количество договоров о сотрудничестве с различными операторами подачи отчетности. Живая конкуренция в этой сфере поможет сформировать вполне приемлемые, а не заоблачные цены на услуги посредника. А пока - вперед, в прошлое, если, конечно, еще не забыли, как сдавать отчеты на бумаге.







Это статья опубликована на сайте: http://opz.org.ua
Ссылка на эту статью: http://opz.org.ua/index.php?name=News&op=article&sid=89