Свидетельством тому - требование ГНАУ проинформировать налогоплательщиков, что "у зв’язку із запровадженням обов’язкового подання вищевказаних податкових накладних (то есть тех, из которых формируется Реестр - прим авт.) в електронному вигляді" им нужно получить электронную цифровую подпись и передать усиленные сертификаты ЭЦП по месту своей регистрации. А также Порядок предоставления налоговых накладных для регистрации в общем реестре налоговых накладных в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, который оказался в приложении к письму.
Впрочем, важен не сам Порядок, а то, что это документ ГНАУ утвердила своим письмом, а не приказом. Видимо таким незаконным способом налоговая попыталась обойти регистрацию документа в Минюсте, которая должна быть проведена согласно Указу Президента от 03.10.1992 № 493/92. Кроме того, требование о формировании Реестра за счет подачи накладных исключительно в электронном виде не соответствует распоряжению КМУ "Вопросы Общего реестра налоговых накладных", которое такого требования не содержит. Более того, абзац 3пп. "з" пп. 4.4.2 Закона № 2181 прямо предусматривает добровольнуюподачу налоговой отчетности в электронном виде. А п. 7.2.8 Закона об НДС предоставляет право налогоплательщику вести реестр налоговых накладных как в электронной, так и в документарной формах.
Напомним, что согласно распоряжению КМУ "Вопросы Общего реестра налоговых накладных" с 1 ноября 2009 года в Общий реестр налоговых накладных должны вноситься все налоговые декларации с суммой НДС, превышающей 1 млн гривен. С 1 января 2010 года в Реестр будут включаться налоговые накладные с суммой НДС свыше 500 000 гривен, а 1 апреля - с суммой НДС свыше 100 000 гривен. Теперь же получается, что налогоплательщику придется подавать указанные налоговые накладные исключительно в электронной форме.